Аналитическая психология, юнгианский анализ в России. Львова Анжела, аналитический психолог +7-926-571-01-21
В аналитической психологии Юнга есть такая техника. Мы сравниваем сон с драмой и рассматриваем его по трем направлениям: во-первых, вступление или экспозиция сна, то есть обстановка в нем и наименование его проблемы; во-вторых, перипетии, то есть взлеты и падения в истории, повороты сюжета; и, наконец, лизис – окончательная развязка или, возможно, катастрофа.
Всегда, если я не понимала сон, я использовала эту схему. Сначала я говорила себе: «Так, какое здесь вступление?». Первое предложение сна, как правило, дает установку и вводит основные проблемы и связанные с ними символы. Например, ваш сон может начинаться так: «Я в доме своего детства с моим другом Бобом». Вы берете первое предложение и просите сновидца высказать ассоциации: «Каким было ваше детство? Как Вы себя чувствовали в этом доме? Вы были счастлив там? Как долго Вы там прожили?» И потом Вы спрашиваете о друге: «Какой он Ваш друг Боб? Каким он был? … О, я вижу, он был занудой, но все детство вы озорничали вместе». А затем вставляете эти ассоциации в текст, который тогда звучит так: «Психологически я все еще в своей детской ситуации, и во мне есть часть, которая является скучной, но при этом озорной».
Если у вас есть преобразованная информация, вы, естественно, должны думать о том, как она соотносится с моментом сна и с текущей реальностью сновидца. Как вышло, что человек до сих пор одной ногой в доме своего детства? В каких ситуациях настоящей жизни он все еще реагирует, как он реагировал, будучи ребенком? Вы должны предположить, что сон говорит об этом уголке его личности.
После рассмотрения вступления таким образом, вы переходите к наименованию проблемы. Допустим, автомобиль подъезжает к подъезду, и два тёмных грабителя выпрыгивают из него. Теперь у вас драматическое развитие, которое означает начало повествования о конкретной ситуации. Два темных человека могут быть вторжением, чем-то, что взламывает, вмешивается. Грабители очень часто представляют собой нечто, ломающее системы в сознании. Так что этот сон будет потом переведен так: в уголок психики, где сновидец реагирует все еще по-детски, вторгается что-то из бессознательного.
Таким образом мы медленно идем через весь сон. И, наконец, финал сна, лизис, который всегда есть приведение сюжета к одному из двух: к разрешению или катастрофе. По-моему, эти правила толкования снов настолько хороши, что я неосознанно следую им в половине случаев. Но я всегда обращаю внимание на последнее предложение сна, в котором бессознательное дает решение проблемы, если это решение существует. Некоторые сны просто глохнут, иссякают, не проявляют благосклонности к нам, то есть не имеют развязки. Такие сны означают, что бессознательное само не нашло решения. Но можно посмотреть на это иначе: что бы ни случилось в конце сна – это тоже решение. Если вы просыпаетесь с криком, например, это тоже решение. Это то, что дает нам бодрствующему шок или толчок. Это что-то, что должно быть осознанно каким-то образом. И поэтому я всегда расспрашиваю сновидца об окончании сна.
Из книги Мария-Луиза Фон Франц, Фрейзер Боа «Путь сновидения»