Аналитическая психология, юнгианский анализ в России. Львова Анжела, аналитический психолог +7-926-571-01-21
В наше время люди обычно чувствуют себя неловко с такой формой маскулинной энергии как Воин – по вполне понятным причинам. Особенно неудобно приходится женщинам, ведь они зачастую – самые прямые жертвы этого архетипа в своей теневой форме. По всей планете войны в нашем столетии достигли таких чудовищных и повсеместных пропорций, что на саму агрессивную энергию смотрят с глубокой подозрительностью и страхом. Эта эпоха «мягкой маскулинности» в западном мире – времена, когда радикальный феминизм поднимает громкий и враждебный голос против энергии Воина. Интересно, однако, отметить, что те, кто готов вырезать мужскую агрессивность на корню, в своём пылу сами оказываются во власти данного архетипа. Нельзя просто взять и отдать свой голос против Воина. Как и все архетипы, он продолжает жить, невзирая на наше сознательное отношение к нему. И подобно всем вытесненным архетипам, он уходит в подполье, чтобы в конечном счёте выйти на поверхность в форме эмоционального или физического насилия, как вулкан, который спал столетиями, мало-помалу накапливая давление в магматическом очаге. Если Воин – инстинктивная форма энергии, то ему никуда не деться. И это стоит того, чтобы повстречаться с ним. Всё, что нам нужно, – это окинуть взглядом историю человеческого вида, историю, в своей большей части характеризующуюся войной. Великие традиции Воина видны едва ли не в каждой цивилизации…
Характеристики Воина в своей полноте составляют весь образ жизни, то, что самураи называли До. Характеристики эти формируют Дхарму, Маат или Дао Воина, духовный или психологический путь в жизни. Мы уже указали выше на одну из характерных черт Воина – агрессивность. Агрессивность – позиция по отношению к жизни, которая возбуждает, вселяет энергию, мотивирует на поступки. Она подталкивает нас к наступательной позиции или выталкивает из оборонительной или выжидательной позиции по поводу жизненных задач и проблем. Совет самурая всегда был – бросаться в бой со всем потенциалом Ки, «жизненной энергии», имеющейся у тебя. По японской военной традиции, есть только одна позиция перед лицом жизненного боя: лицом к лицу. И провозглашалось только одно направление: вперёд. Как знать мужчине, устанавливающему связь с Воином, при каких обстоятельствах агрессивность будет уместной? Он знает это благодаря ясности мышления, проницательности. Воин всегда начеку. Всегда в сознании. Никогда не спит. Знает, как сосредоточиться и собраться. Он, как говорили самураи, «внимателен». Он – «охотник» в традиции американских индейцев. Как говорит Дон Хуан, индейский знахарь-воитель из племени яки в книге «Путешествие в Икстлан» Карлоса Кастанеды, воин знает, чего он хочет, и знает, как получить то, что хочет. Его роль обладателя ясности мышления – стратегия и тактика. Он способен точно оценить обстановку и приспособиться к «ситуации на местности», как говорится.
Воин знает, когда у него есть силы поразить соперника традиционными способами, а когда стоит прибегнуть к более нетрадиционной стратегии. Он точно оценивает свои силы и умения. Если он видит, что фронтальная атака не сработает, он отражает удар противника, замечает слабость на его фланге и затем «врывается» в бой. В этом разница между Воином и Героем. Мужчина (или мальчик), устанавливающий связь с Героем, как было сказано, не знает своих границ; он романтически настроен по поводу своей неуязвимости. Воин же, посредством ясности мышления, реалистично оценивает свои способности и границы в любой данной ситуации. Во всех традициях Воина признаётся, что ясность мышления достигается, помимо обучения, жизнью с сознанием собственной неминуемой смерти. Воин знает, что жизнь коротка, и знает, что она недолговечна. Мужчина под руководством Воина знает, что дни его сочтены. Но это сознание не подавляет его, а ведёт к излиянию жизненной силы и напряжённому переживанию жизни, незнакомому другим. Каждый поступок на счету. Каждый подвиг – как будто последний. Бойцов-самураев обучали проживать жизнь, как будто они уже мертвы. Кастанедовский Дон Хуан учил, что ни для чего «нет времени», кроме как для полных смысла поступков, если жить со смертью как со своим «вечным спутником». Нет времени для колебаний. Это чувство неминуемой смерти заряжает мужчину, устанавливающего связь с энергией Воина, энергией решительных действий. А значит, он захвачен жизнью. Никогда не отходит от неё. Он не думает «слишком много», ведь слишком много думать значит сомневаться, а сомневаться значит колебаться, а колебаться значит бездействовать. А бездействие может привести к поражению в бою. Мужчина-Воин избегает самосознания, как мы привыкли его понимать. Его действия становятся второй натурой, бессознательными рефлекторными действиями. Но это действия, которым он учился, упражняясь в серьёзной самодисциплине.
Ещё одна составляющая, необходимая для решительных действий в любой жизненной ситуации, помимо агрессивности, ясности мышления и сознания собственной смертности, – обучение. Энергия Воина имеет дело с умением, силой и точностью, а также с самоконтролем, внутренним и внешним, психологическим и физическим. Энергия Воина имеет дело с научением мужчин быть «всем, чем они могут быть», – в своих мыслях, чувствах, словах и действиях. В отличие от действий Героя, действия Воина никогда не утрированы, не драматичны ради самого драматизма; Воин никогда не действует, чтобы убедиться в том, что он так силён, как думает. Воин никогда не тратит больше энергии, чем ему действительно необходимо. И никогда не говорит слишком много… Другая сторона Воина – его интерес к приёмам, мастерству в овладении техникой, позволяющей достигнуть цели.
Он учится контролю в первую очередь своим умом и жизненной позицией; если это удаётся, тело подстроится само. Мужчина, устанавливающий связь с архетипом Воина, имеет «позитивную ментальную установку». Это означает, что у него непобедимый дух, огромное мужество, он бесстрашен, берёт ответственность за свои действия, дисциплинирован. Дисциплинированность означает, что у него есть упорство в развитии самоконтроля и превосходства над своим умом и телом, что у него есть способность выносит боль, психологическую и физическую. Он готов страдать в достижении своих целей.
В энергии Воина видна также так называемая межличностная преданность. Верность его направлена на нечто большее, чем отдельный индивид, – на цель, бога, людей, задачу, нацию, – хотя эта межличностная верность может быть сосредоточена на каком-то важном человек, например, король. Эта межличностная преданность раскрывает ряд других характеристик Воина. Во-первых она делает относительными все личные отношения, то есть делает их менее значимыми по сравнению с межличностной преданностью. Поэтому психика мужчины, устанавливающего связь с Воином, организована вокруг его главной преданности. Эта преданность устраняет значительное количество пустяков в человеке.
Воин, стало быть, верен и чувствует себя обязанным чему-то другому за пределами себя и собственных забот. Герой же, как мы видели, верен в действительности самому себе – собственному впечатлению от себя и впечатлению, производимому на других. И в этой связи тоже мужчина, устанавливающий связь с Воином, – аскет.
Человеческая история богата на духовных воинов.
Такая преданность межличностному идеалу или цели, даже на грани самоистребления, ведёт к другой отличительной черте воина. Он держится на эмоциональном расстоянии, пока находится в ипостаси Воина. Это не означает, что мужчина, устанавливающий связь с архетипом Воина в его полноте, жесток; он просто не принимает решения и не реализует их, исходя из эмоциональной привязанности к кому-либо или чему-либо, отличному от его идеала. Он, как говорит Дон Хуан, «недоступен» и «неприступен». Такая установка – также составляющая ясности мышления Воина. Он воспринимает свои задачи, решения и действия бесстрастно и без эмоций. Подготовка самураев предполагала следующие виды психологических упражнений. Всякий раз, согласно учению, когда ты чувствуешь испуг или отчаяние, не говори себе «Я боюсь» или «Я в отчаянии». Скажи «Кто-то боится» или «Кто-то в отчаянии», «Что теперь ему делать?». Такой отвлечённый способ переживать угрожающую ситуацию объективирует её и позволяет взглянуть на неё с более ясной и стратегически выгодной позиции. Теперь воин может действовать с меньшим вниманием к своим личным переживаниям; он будет действовать более напористо, стремительно и эффективно, отставив себя в сторону.
Часто в жизни нам нужно сделать, что называется, «шаг назад» от ситуации, с тем чтобы прояснить обстановку для последующих действий. Воину нужно пространство, чтобы замахнуться. Ему нужно отделение от противников во внешнем мире и от внутренних оппонентов в виде негативных эмоций. Зачастую Воин – разрушитель. Но позитивная энергия Воина разрушает только то, что нужно разрушить, чтобы возникло что-то новое и оригинальное, более живое и добродетельное. Когда энергия Воина соединяется с другими энергиями зрелого мужчины, возникает что-то по-настоящему великолепное…
Когда Воин действует сам по себе, безотносительно к другим архетипам, последствия для земного мужчины, устанавливающего связь даже с позитивной ипостасью Воина, могут быть роковыми. Как мы сказали, Воин в своей чистой форме эмоционально отчуждён; его межличностная верность делает принципиально относительным значимость человеческих отношений мужчины. Это заметно по отношению Воина к сексу. Воин считает, что женщина существует не для отношений, а просто для удовольствия… Даже в семье, преданность человеческого воина другим обязанностям зачастую приводит к проблемам в супружеской жизни… Их жёны и подруги зачастую чувствуют отчуждённость и покинутость…
ТЕНЕВОЙ ВОИН: САДИСТ и МАЗОХИСТ
По нашей гипотезе, отстранённость энергии Воина от человеческих отношений ведёт к реальным проблемам. Такие проблемы становятся чрезвычайно губительными и разрушительными для мужчины, когда он оказывается в Теневом полюсе Воина. Хотя само по себе отчуждение не обязательно вредно, оно оставляет открытой дверь для «дьявола» жестокости. Мужчине под влиянием Воина, будучи настолько уязвимым в этой области отношений, совершенно необходимо держать сознание и чувства под контролем – не под прессом, но под контролем. Иначе он не заметит, как жестокость проникнет в дом через чёрный ход.
Страсть разрушения и жестокости идёт рука об руку с ненавистью «слабых», беспомощных и уязвимых людей (в действительности скрытых Мазохистов внутри Садистов). На первый взгляд может показаться невероятным, но жестокость Воина-садиста напрямую соотносится со всем отрицательным, что есть в энергии Героя; между Теневым Воином и Героем есть сходства. Теневой Воин переносит во взрослую жизнь подростковую неуверенность, воинствующую эмоциональность и отчаяние Героя в стремлении оказать сопротивление непреодолимой власти женского начала, которое всегда склонно провоцировать мазохистский, или трусливый, дисфункционально-Теневой полюс Героя. Мужчина под влиянием биполярности Теневого Воина, не уверенный в своей законной фаллической силе, всё ещё сражается против того, что он воспринимает как излишнюю власть женственности, и всего как будто бы «мягкого» и свойственного отношениям. Даже во взрослой жизни он всё ещё охвачен ужасом быть поглощённым этим началом. Хотя каждый из нас может легко поддаться архетипу Воина-Садиста в тот или иной момент, существует особый тип личности, имеющий эту энергию, как говорится, «в избытке». Это случай компульсивного расстройства личности. Компульсивные личности – трудоголики, вечно не дающие себе ни отдыху, ни сроку. У них колоссальная способность переносить боль, им часто удаётся сделать огромное количество работы. Но руководит их неутомимым двигателем чувство глубинной тревоги, отчаяния Героя. Они очень слабо разбираются в чувстве собственной целесообразности. Они не знают, чего хотят на самом деле, чего им не хватает и что им нужно. Они проживают жизнь, «атакуя» всё и вся – свою работу, стоящие перед ними жизненные задачи, самих себя и окружающих. При этом Воин-Садист «съедает» их заживо, и они «выгорают».
Они и сами не соответствуют своим стандартам, поэтому безжалостно эксплуатируют себя. Если вы вынуждены признать, что в действительности не заботитесь о себе, что не следите за своим душевным и физическим здоровьем, тогда весьма вероятно, что в вас вселился Теневой Воин.
Любое занятие, оказывающее большое давление на человека в стремлении достигать лучших результатов, неизменно оставляет нас уязвимыми перед теневой системой Воина. Если мы недостаточно защищены в нашей внутренней структуре, мы будем полагаться на успехи во внешнем мире, чтобы подкреплять уверенность в себе… Мужчина, становящийся одержимым «преуспеванием», уже не преуспел. Он отчаянно пытается подавить Мазохиста в себе, при том что уже демонстрирует мазохистское и самобичующееся поведение.
Мазохист – пассивный теневой полюс Воина, тот «слабак» и «мальчик для битья», который-то и скрывается за гневными приступами Садиста. Мужчины правы, когда боятся Труса внутри себя, пусть даже и не имея чувства страха перед своим внешним «мачизмом». Мазохист проецирует энергию Воина на других, и в результате мужчина воспринимает себя как бессильного. Мужчина, одержимый комплексом Мазохиста, не способен психологически себя защитить; он позволяет окружающим (и самому себе) издеваться над собой, переходить пределы того, что он готов терпеть, продолжая уважать себя, не говоря уж о том, чтобы сохранять психологическое и физическое здоровье… Всем нам понятны выражения «нужно вовремя остановиться» и «невыгодное дело прекрати вовремя». Компульсивная личность, независимо от того, на что указывает опасность, насколько невозможна мечта и непобедим соперник, упорствует в своих действиях, пытаясь добиться «от козла молока» и наблюдая, как золото в итоге превращается в пыль. Находясь во власти Мазохиста, мы слишком многое и слишком долго терпим, а затем взрываемся в приступе вербальной или физической агрессии.
УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ С ВОИНОМ.
Будучи одержимыми активным Теневым полюсом Воина, мы будем переживать его в садистической форме. Мы будем эксплуатировать себя и других. Чувствуя, что мы не в контакте с Воином, мы, тем не менее, будем одержимы его пассивным полюсом. Мы будем трусливыми мазохистами. Мы будем мечтать, но не будем способны к решительным действиям для реализации нашей мечты. В нас не будет энергичности, и мы будем чувствовать себя подавленными. Нам будет не хватать способности переносить боль, необходимую для осуществления любой стоящей цели. Мы будем смотреть на стоящую перед нами задачу и чувствовать поражение, ещё ничего не предприняв.
Правильно установив связь с Воином, мы будем энергичными, решительными, мужественными, крепкими, настойчивыми и верными чему-то более достойному, чем личная выгода. В то же время необходимо найти равновесие Воина с энергиями других форм зрелой маскулиннности: Короля, Мага и Любовника. Найдя правильный подход к Воину, мы будем, оставаясь «отчуждёнными», испытывать вместе с тем дружелюбие, сочувствие, признательность и продуктивность наших действий. Нам будет дело до себя и до других. Мы будем бороться за правое дело, чтобы сделать мир лучше, а удовольствие от него — больше, для всех и для каждого. Наши войны будут за создание чего-то нового, справедливого и свободного.