Аналитическая психология, юнгианский анализ в России. Львова Анжела, аналитический психолог +7-926-571-01-21
Практически всем известны основные мотивы Русалочки, Питера Пэна, Спящей Красавицы, Белоснежки. При экранизации этих сказок режиссеры мультфильмов меняют сюжеты и характер героев. Как эти изменения влияют на детское восприятие?
Русалочка: от поиска души к земной любви
Что рассказывает нам Андерсен. Русалочка мечтает обрести душу человека и быть рядом с прекрасным принцем, в которого влюблена. Ведьма помогает ей превратиться в человека, но взамен отбирает у нее прекрасный голос. Когда принц женится на другой, русалочка жертвует ради него своей жизнью и превращается в дух – эфемерную дочь света.
Что предлагает мультфильм. Сценаристы меняют трагический финал на счастливый. Принц Эрик побеждает ведьму и женится на русалочке Ариэль.
Что это значит для детей. Русалочка – жертва своих фантазий. С драматургической точки зрения она стремится в мир людей за принцем, но с аналитической точки зрения она стремится возвыситься, соприкоснуться с духовным аспектом жизни, а это чаще всего возможно только через страдания. Она предпринимает смертельно опасное путешествие, выходя из подводного мира (мира бессознательного) в земной (мир сознательного), а затем поднимаясь в небесный (духовный аспект бессознательного). Вряд ли кто-нибудь захочет разделить ее судьбу, но сказочная Русалочка учит нас, что к высокой цели могут вести не только намерения, связанные с достижениями (например, выйти замуж за принца), но и отказ от них (оставить принца другой, возможно, более подходящей невесте). В мультфильме исчезла тема страдания и самопожертвования, связанных с неразделенной любовью. Но возник другой архетипический сюжет: сражение с ведьмой, которая персонифицирует бессознательное в его разрушительном аспекте. «При всех достоинствах мультфильма дети из него не узнают про сложный выбор, который иногда приходится делать, и не узнают, что обрести свою душу важнее, чем обрести принца», – заключает юнгианский аналитик.
Питер Пэн: от печали к беззаботности
Что рассказывает Джеймс Барри. Питер Пэн – мальчик, который не хочет взрослеть. Он покинул своих родителей еще малышом, а вернувшись, увидел через закрытое окно в своей комнате, в своей кроватке, – нового малыша. С этого момента Питер решил, что не нужен родителям.
Что предлагает мультфильм. Питер Пэн, беззаботный шалопай, навсегда оставшийся ребенком, увлекает в свою волшебную страну Нетландию девочку Венди и двух ее младших братьев. Пережив вместе разные приключения, победив пирата капитана Крюка, дети возвращаются домой, и Венди объявляет родителям, что готова стать взрослой.
Что это меняет для детей. История, рассказанная Барри, о том, что детство отнюдь не безоблачное время. Взросление дается так нелегко, что некоторые предпочитают отказаться от него. В мультфильме нет и следа этой печали и тоски. Мир детства показан только с радостной стороны, исчезла драма Питера, которую тот пережил, обнаружив, что родители не дождались его возвращения. Дети не узнают и важнейшую идею Барри: Питер ошибался, материнское сердце всегда открыто для детей. Мультфильм же хорош тем, что показывает развитие Венди: от девочки, которая ничего не хочет слышать о взрослении, к той, которая не поддается обаянию Питера Пэна и заявляет о своей готовности расти. «При этом она, похоже, начинает осознавать Питера как своего внутреннего ребенка – что-то прекрасное, как детство, от которого не нужно полностью отказываться, – отмечает Константин Слепак. – Ведь Питер Пэн – вечный ребенок – живет в каждом из нас, это тот, кто постоянно ищет острых ощущений, увлекается своими фантазиями и стремится оторваться от привычной реальности».
Спящая красавица: от ожидания к нетерпению
Что рассказывают Шарль Перро и братья Гримм. У королевской четы рождается прелестная девочка. Во время крестин злая фея накладывает на девочку заклятье – в 15 лет та уколется веретеном и умрет. Добрая фея смягчает чары: королевна не умрет, а лишь уснет на сто лет. Предсказанное сбывается. Сто лет спустя прекрасный королевич проникает в замок и пробуждает девушку ото сна.
Что предлагает мультфильм. В день крестин новорожденной принцессы Авроры ее обручают с принцем Филиппом. Злая фея проклинает девочку, добрая фея смягчает проклятье. Принцессу прячут в лесу, где ее воспитанием занимаются три добрые феи. В день своего шестнадцатилетия Аврора случайно встречает Филиппа, и они влюбляются друг в друга. Но, уколов руку о веретено, она погружается в столетний сон. Филипп побеждает злую фею (в образе дракона) и поцелуем пробуждает Аврору.
Что это меняет для детей. Эта сказка об ожидании, терпении и о том, что все должно происходить в свое время, объясняет Константин Слепак. Принц не сражается за принцессу, он лишь вовремя появляется и пробуждает ее. Мультфильм же – героическая история про освобождение феминности из драконьих лап бессознательного: увидел – полюбил – захотел спасти – победил. Другими словами, дети в очередной раз увидят героический сюжет, где принц освобождает принцессу от злой волшебницы. Но сказка ни слова не говорит о героизме, она о том, что освобождает время – естественный ход событий. Сказка не патриархальна, в отличие от мультфильма, и в этом ее ценность, она рассказывает детям не о том, что пробуждение женственности зависит от героя-мужчины, а о том, что у женственности есть свои циклы, своя логика развития.
Белоснежка: от взросления к пассивности
Что рассказывают братья Гримм. Спасаясь от мести мачехи-королевы, Белоснежка находит приют в домике семерых гномов. Узнав, что падчерица жива, королева пытается убить ее. Дважды девочку спасают гномы, на третий раз она падает замертво, откусив кусочек ядовитого яблока. В «Сказке о Мертвой царевне…» Пушкина с героиней происходит все то же самое, только вместо семи гномов действуют семь богатырей. Белоснежка, спящая в стеклянном гробу, просыпается случайно – слуги принца уронили гроб, и отравленный кусок вылетел из ее рта.
Что предлагает мультфильм. Дисней по-иному расставляет акценты. Гномы неряхи (в сказке они опрятны и прилежны), несмышленые дети, хоть и с седыми бородами, и Белоснежка их воспитывает, одновременно грезя о принце. Неудивительно, что пробуждает ее принц своим поцелуем (возможно, здесь создатели мультфильма пошли за Пушкиным?).
Что это меняет для детей. Важнейший сюжет и в сказке, и в фильме – расставание с детством, рассказывает Константин Слепак. Происходит оно через смерть, что символически означает умирание прежней детской идентичности. Здесь есть и допустимая степень жестокости со стороны королевы. Это важно, ведь это вакцина, которая помогает детям выстоять при встрече со злом в реальном мире. Но дальше начинаются расхождения. В сказке Белоснежка неспособна отличать добро от зла: она трижды поддается на обман. Диснеевская принцесса деловито командует гномами, устанавливая в их доме свои порядки. «Ей бы следовало смотреть на них (а впоследствии на своих детей) открытыми глазами», – говорит аналитик. В этом смысле сказочная Белоснежка ведет себя более психологично: она умеренно скромная и берет ровно столько, сколько нужно.
По материалам журнала “Psychologies”